Какая бывает музыка по характеру? Мелодия и её типы Кратко что такое мелодия.

  • 28.01.2022

Мелодия и её типы Давайте попробуем ответить на простой детский вопрос: что такое мелодия? - Мелодия - это… музыка! Но музыка состоит не только из мелодий, но и из многого другого. Между прочим, бывает музыка и без мелодии. И какая музыка! - Мелодия - это… песня! Но не только в песнях есть мелодии. - Мелодия - это… это… мотив! Это распространённая ошибка. Настоящий музыкант никогда не назовёт мелодию мотивом. Когда мы говорим, мы произносим не просто набор любых непонятных слов, а именно то, что хотим сказать. То, о чём подумали. Когда мы говорим, мы высказываем свои мысли. Или пересказываем чьи-нибудь. А музыка - ведь это тоже язык. И музыкальным языком тоже высказывают мысли. Но мысли музыкальные. Для того, чтобы нашу мысль поняли другие, её нужно высказать понятно - то есть развить и довести до точки. Только такая, развитая и законченная музыкальная мысль становится мелодией. Но музыкальную мысль можно выразить разными способами. Например, цепочкой аккордов. Будет ли это мелодией? Нет. Как мы помним, в аккорде как минимум три голоса. А то и четыре, и шесть. А в мелодии может быть только один голос. Потому что Мелодия (по-гречески «напев») – музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Теперь мы точно знаем, что такое мелодия. Иногда музыка состоит только из мелодии. Часто такие «одинокие» мелодии встречаются в народных песнях. Мелодии бывают разные: вокальные – те, которые поют или их легко спеть. Инструментальные – те, которые сочиняют для исполнения на каком-либо музыкальном инструменте. Их часто сложно спеть так как они могут быть сложными, звучать в высоком регистре или слишком быстром темпе. Мелодия может звучать одна и с сопровождением. Сопровождение мелодии называется аккомпанемент (по-французски «сопровождение»). В музыке встречаются два основных типа мелодии: кантилена и речитатив. Кантилена (по-итальянски «пение») – напевная, плавная мелодия. Для кантилены характерны слоговые распевы, в которых одна гласная может распеваться на пять-шесть разных музыкальных звуков. Музыкальные фразы в кантилене могут не совпадать с фразами текста. Кантилена может быть вокальной и инструментальной. Речитатив (от латинского «речитаре» - «читать вслух») – это музыкальная декламация, пение на слова без рифмы. Речитатив часто напоминает разговорную речь. Речитатив (от итальянского «recitare» - декламировать) - тип мелодии, который приближается к речевой интонации. Речитативы могут быть не только вокальные, но и инструментальные (естественно, без слов). Итак, что же вы узнали? 1. 2. 3. 4. Что такое мелодия? Какой тип мелодии называют вокальной, а какой инструментальной? Что такое кантилена? Что такое речитатив. А теперь ваше домашнее задание: заполните табличку, предварительно прослушав указанные в ней музыкальные произведения. Произведение М.И. Глинка «Жаворонок» С.В. Рахманинов «Вокализ» С.В. Рахманинов «Итальянская полька» Ф. Шопен Прелюдия №28 Вид мелодии (вокальная или инструментальная) Тип мелодии (кантилена или речитатив)

Мело дия. Типы мелодического движения. Теория музыки

Мело дия (от греч. melodí a - пение, напев, песня, мелодия) - одноголосно выраженная музыкальная мысль. С древнейших времен до наших дней в пении, в мелодии находил отражение душевный мир человека.

Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (древнее искусство отличалось синкретичностью - совмещало в одновременности и пение, и танец, и игру на музыкальных инструментах, и театрализованное зрелище). Подобно речи, мелодия представляет собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым материалом; выразительность мелодии опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., а также на динамику их изменений . «Речевая и чисто музыкальная интонация - ветви одного звукового потока» (Б. В. Асафьев).

Мелодия - «самая существенная сторона музыки » (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других: лада, гармонии, метра, ритма, логических связей между частями композиции и т.д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как мелодия .

Наиболее специфический компонент мелодии - мелодическая линия. Подъёмы и спады в мелодической линии могут рассматриваться как отражение породившего М. душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз - с успокоением ). Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодического движения обусловливает древнейшую модель мелодии - нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель называет ее «вершина - источник») и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою.

Итак, существуют следующие типы мелодического движения.

По направлению мелодического движения :

1) Нисходящее движение (Рахманинов Симфония №3, II часть, Чайковский "Евгений Онегин" - Ария Ленского "Что день грядущий мне готовит?")

2) Восходящее движение (Чайковский "Баркарола" из "Времен года", Бетховен "Патетическая соната", I часть, гп)

3) Волнообразное движение (Рахманинов Концерт №3, I часть, гп)

По интервальному строению:

1) Плавное движение (Шопен Вальс №9 Ля-бемоль мажор)

2) Скачкообразное движение (Чайковский Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта пп). Такие мелодии называют "мелодиями широкого дыхания".

3) Смешанное движение бывает 2-х видов:

а)скачок с заполнением - с плавным движением в противоположном направлении (Римский-Корсаков "Царская невеста" Ария Марфы из II действия "Как теперь гляжу");

б)движение мелодии по звукам аккорда (Прокофьев балет "Ромео и Джульетта", танец рыцарей, Шопен Мазурки op 68 №2, №3)

Мелодия. Типы мелодического движения. Теория музыки.

Какая музыка бывает по характеру? Едва ли на этот вопросик найдётся однозначный ответ. Дедушка советской музыкальной педагогики Дмитрий Борисович Кабалевский полагал, что музыка держится на «трёх китах» ‑ это песня, марш и танец .

В принципе, Дмитрий Борисович был прав, под такую классификацию может попасть любая мелодия. Но мир музыки настолько многообразен, наполнен тончайшими эмоциональными нюансами, что характер музыки не является чем-то статичным. В одном и том же произведении очень часто переплетаются и сталкиваются темы, абсолютно по характеру противоположные. На таком противопоставлении основано строение всех сонат и симфоний, да и большинства других музыкальных произведений.

Возьмём, к примеру, всем известный Траурный из си-бемольной сонаты Шопена. Эта музыка, вошедшая в похоронный ритуал многих стран, в нашем сознании стала неразрывно связана с тяжёлой утратой. Основная тема полна безнадёжного горя и тоски, но в средней части вдруг возникает мелодия совершенно другого характера – светлая, как бы утешающая.

Закончить хочется словами Толстого из «Крейцеровой сонаты»:

Всю жизнь нас сопровождает музыка. Она может быть разной: от красивых мелодичных отрывков до больших гармоничных произведений. Мелодия - это последовательность звуков, которая воспринимается как единое целое.

Понятие мелодии

В основе каждой композиции лежит мелодия. Она представляет собой скелет, на который наращивают остальные звуки, чтобы создать произведение. Мелодия - это распев (в переводе с греческого языка). В теории музыки это понятие используют для выделения одного голоса из фактуры произведения.

При этом она всегда представляет собой солидарную последовательность звуков. А также имеет определенный темп, тембр и тональность. Мелодия - это то, что задает характер всему произведению. Если из любой популярной композиции выделить мелодию, то вы узнаете произведение именно по ней.

Использование мелодий

Мелодия - это основа для написания музыки, которую мы все слышим в хитах любимых исполнителей, на танцевальных площадках, по радио и телевидению. Интересно, что композиторы создают свои мелодии для разных случаев с определенными правилами. Например, для хитов и рекламы им необходимо делать композиции, которые будут незамысловатыми. Для этого берутся самые простые последовательности звуков, характерные для народной музыки. Они отличаются легкостью запоминания и воспроизведения. Именно из-за простоты мелодий некоторые хиты или рекламные фрагменты хорошо запоминаются.

Мелодии используются повсеместно от классических многоголосных произведений до звуков будильников и сигналов вызовов телефона. Любую народную песню или всемирно известный хит можно переложить в мелодию, расписав произведение по нотам. Этот прием используется при создании вариантов любых музыкальных композиций для фортепиано.

Изучение основ игры на любом музыкальном инструменте начинается с несложных мелодий. Они наиболее просты к запоминанию. Композитор, при создании любого произведения, начинает работу с сочинения мелодии, а уже потом наращивает на нее дополнительные звуки в ходе объединения инструментов задающих ритм и объем звучания.

Применение мелодий в мобильных телефонах

Пик использования мелодий пришелся на появление мобильных телефонов. Особенно это касалось первых моделей, рингтоны которых были полифоническими или вовсе моно. Мелодии на звонок стали использовать для замены неприятных уху звуков (классических сигналов аналоговых дисковых телефонов) на более гармоничные и не раздражающие.

Однако нельзя сказать, что впервые мелодии были использованы на мобильных. Стационарные модели с кнопочной системой набора номера также подавали сигналы гармоничными переливами. Чаще всего в основе таких мелодий лежали классические произведения.

Сейчас каждый смартфон имеет в своей памяти предустановленный набор мелодий, которые пользователь может использовать по своему усмотрению. Устанавливать мелодии можно отдельно на каждый сигнал вызова. Будильник возможно выбрать такой, чтобы не раздражал по утрам. А оповещение о входящем смс-сообщении способно отображаться всего одним звуком.

Сложно ли изменить мелодию на телефоне

Мелодии на телефон чаще всего вносят в его память. При помощи настроек легко выбрать подходящие из нескольких вариантов стандартного пакета. В первых полифонических телефонах была интересная опция - пользователь сам при помощи набора звуков мог создать приятную мелодию. Позже эту возможность убрали, так как она не пользовалась спросом. Большинство людей не использовали созданные мелодии, а предпочитали выбирать звуки из стандартного пакета.

Необходимость сочинять новые мелодии пропала с развитием телефонов с МР3 и полифонии. Практически все популярные хиты есть в этих форматах. Сейчас у пользователей смартфонов нет проблемы с тем, как изменить мелодию. Им достаточно скачать или скопировать с любого диска интересующий трек и заменить им звонок или звук входящих сообщений. В сети можно найти самые разные варианты.

Развитие мобильных технологий позволяет заменять мелодиями даже гудки. Большинство мобильных операторов сделали это платной опцией, но на некоторых тарифных планах замену гудков на мелодичные переливы можно произвести и бесплатно. Иногда эта возможность включена в тариф по умолчанию. В этом случае вместо гудка обычно используется корпоративная мелодия оператора.